Yoga

Yoga

Высшим достижением йога-марга (пути Йоги) является способность постоянно медититровать на Бога.

Метод йоги, описанный в Шримад-Бхагаватам, Бхагават-гите и Йога-сутрах Патанджали, коренным образом отличается от современной практики хатаха-йоги в ее западном варианте.Истинная йога учит человека тому, как обуздать свои чувства и затем, когда этот этап пройден, сосредоточить ум на образе Нараяны, Верховной Личности Бога.

 

Что такое Прана и Пранаяма? 


Дословный перевод слова Прана :с санскрита-ПРА-частица всепоглощонности, АНА-вибрировать.На ряду с этим можем также проследить четкие параллели во всех языках.Например, в древней Греции под словом PNEUMA-именовали все то же, что и Прана: 
Лексическое значение этого слова "Дух в единстве с дыханием", а также корень этого древнегреческого слова PNEUMA лежит во многих нынешних словах - пневмония, пневматика и д.р.


Древним римлянам также была известна связь между духом и дыханием. К примеру, латинское слово SPIRITUS не только значит воздух, ветер, дух, жизненная сила, но также значит БОГ, присутствующий в дыхании.Приставка RE (озночает возвратное действие)корень SPIRITUS(озночает дух). Слово RESPiRE(возрощение духа), также слова респирация, респираторный.В латинском языке имеется глагол EXPIRE.Приставка ЕХ (выход из) и тот же корень SPIRITUS(Дух) - дословный перевод исход духа. В древне славянских языках Слово ДЫХАТЬ означало дышать, отсюда отдыхать и т.д. Также и так П-РА-НА, П(покой, постоянство), РА(божественный свет), НА-это сверх чего либо(надышался,наладил,наставил,накопил) и т.д. Связь между дыханием и духом отражена почти во всех древних и современных культурах Мира. Так мы понимаем, что дух и дыхание - связывающие понятия. Вместе с этим, во всех древних духовных традициях упоминается, часто наставляюцца дыхательные практики в связке с духовными. Если внимательно присмотреться, то везде это есть. В Буддизме, Даосизме, Индуизме, Исламе, Христианстве, Иудаизме говорится об этом везде. Просто мы однажды в погоне за "лучшей жизнью" позабыли, кто мы? И что самое Важное и сокровенное у нас под носом.Труднее найти всего то,что на самом видном месте. Однако древние восточные мастера отыскали этот ключ много тысяч лет назад. И назавем его <ключ исцеления>. С тех самых пор они использауют его. Методики дыхания настолько эффективны, что просто трудно себе представить.
Так однажды Будда за две недели до своей кончины собрал монахов и поведал им то,что вскоре покинет их. Он попросил задавать им последние вопросы. Один из молодых монахов почтительно поднял руку, спрашивая позволения говорить: 
Пожалуйста скажи мне, Учитель, чего достиг ты, практикуя концетрацию на дыхании все эти годы?
Будда ответил: Ничего.
Услышав это, многие из монахов, видимо, пришли в недоумение.
Один из старших монахов поднялся и выступил:
Но, Учитель, если ты ничего не достиг, практикуя медитацию на дыхании, зачем же ты убеждал меня заниматся этим последние двадцать пять лет?
Будда отвечал: Истинно говорю вам, я ничего недостиг, практикуя медитацию на дыхании. Но позвольте мне
обьяснить мне, что я утратил. Я утратил страх перед болезнью, я утратил страх перед старостью, я утратил страх перед смертью. 
Итак, если вы будите хотя бы начинать практиковать простые дыхательные практики по 15-30 минут в день, можете сами убедится во всем сказонном. Наряду с этим чуть-чуть терпения, благоговения к практике, и эффект не заставит себя ждать.Возможности пранаямы понастоящему запредельны.От простого успокоения и расслобления, до изличения болезней и развития сверх способностей.
С какой бы ситемой управления дыханием вы бы не работали, всегда помните, что основной принцып Ахимса-не насилие.

(Духовная энергия воздуха)
1.Пранаяма.
Прана возрастает главным образом благодаря пранаяме, дыхательным упражнениям, которые выполняют регулярно и в соответствии с правилами. Это позволяет поддерживать тело и чувства в устойчивом состоянии с помощью йогических поз (асан) и контроля над чувствами (пратьяхара). Поскольку мышцы и суставы тела обычно напряжены, прана не может продвигаться свободно и блокируется. А поскольку ум обычно следует за импульсами чувств, наше дыхание и жизнеспособность также напряжены. Следовательно, мы должны научиться расслаблять тело и контролировать чувства. Чувства можно сравнить с лошадьми, и лошади не должны указывать нам, куда и как идти.
Лучшее время для накопления праны - час или два до восхода солнца, время Брахмы (Брахма мухурта). Полезно встречать восход солнца, полдень и заход, в эти переходные периоды движение праны изменяет свое направление. Время перед засыпанием также помогает высвобождению праны: мы погружаемся в дремотное состояние, при этом обнажаются сокрытые астральные энергии.Также любое удобное время, но не сразу после еды.
Умение останавливать движение праны по своей воле является высшей целью, но форсировать этот процесс нельзя. Если мы будем совершать это по своей прихоти, то внесем еще большую напряженность в тело и нарушим равновесие жизненных сил. Необходимо начинать с продолжительного дыхания и только постепенно развивать задержку, которая должна возникнуть спонтанно, без наших усилий. Пранаяма с использованием мантры СО ХАМ является наиболее естественной и эффективной. При вдохе следует мысленно произносить СО, а при выдохе - ХАМ и предоставить дыхание самому себе. Мантра, совмещенная с дыханием, может быть направлена непосредственно к Божеству, и это может наполнить нас дополнительной энергией преданности. Или мы можем отождествиться с процессом медитативного вопрошания, что также наделит нас силой проницательности (внутреннего видения).

Хотя пранаяма, несомненно, повышает прану, дыхание правой ноздрей (солнечное дыхание) увеличивает теджас, а дыхание левой ноздрей (лунное дыхание) - оджас. Таким образом, пранаяму можно использовать для развития праны, теджаса или оджаса в зависимости от того, как ее совершать.
Выдох обычно должен быть продолжительнее вдоха. Задержку дыхания нужно первоначально совершать после вдоха и лишь потом, постепенно после выдоха. Интервал между дыханиями со временем станет увеличиваться. Попеременное дыхание ноздрями даст возможность отлично контролировать дыхание. 
Использование йогических замков или банда (мула, джаландхара и уддияна), уравновесит и укрепит прану.
Когда беспокойство ума спадает, а наша жизненная сила углубляется внутрь, дыхание естественно замедляется. Вот почему нам не следует искусственно останавливать дыхание - это может привести лишь к кислородному голоданию. В основном, все техники практикуются носом, как вдох так и выдох.


Следующие методики,считаются основными, которых в полне достаточно для постоянной практики.
1)Капалабхати 2)Бхастрика 3)Нади шодхана
Желательно практиковать по очереди, но можно и по отдельности.


1)Каплабхати:
«Капал» – означает «череп». «Бхати» - «очищать». Капалабхати – это очищение черепа или светящийся череп.На физическомуровне носовые проходы и вся дыхательная система очищается от слизи и всевозможных загрязнений. В энергетическом плане – усиливаются потоки энергии в области головного мозга и в особенности лобной его части, освобождая энергетическую сеть от блоков и зажимов. На ментальном уровне практикующий Капалабхати избавляется от отрицательных мыслеформ. Упражнение стимуливредных рует Аджна-чакру.

Лучшая поза для выполнения Капалабхати – Ваджрасана (поза алмаза). Также можно выполнять из позы лотоса (Падмасана). Любая другая с ровной спиной и головой на уровне позвоночника.

Капалабхати – это серия резких выдохов диафрагмой. Вдох в этом упражнении осуществляется скрыто – воздух попадает в легкие за счет расслабления мышц живота, живот как бы втягиваем при выдохе. Внимание направлено только на выдох – вдох получается автоматически.

Частота выдохов имеет достаточно большое значение. Не нужно в этом упражнении спешить или делать выдохи слишком редко. Должно получаться около 60 выдохов в минуту. То есть следует делать один резкий выдох в секунду.

Внимание во время выполнения упражнения направлено на межбровный центр – точку проекции Аджна-чакры.

Один цикл Капалабхати (непрерывные выдохи) может длиться 15 минут. В этом случае упражнение принесет максимум пользы. Но это может оказаться слишком сложным.

Даже серия из 54 выдохов принесет практикующему положительный результат. В зависимости от наличия свободного времени и подготовленности тела рекомендуется делать в среднем до 3 серий примерно по 100 выдохов. Опять же Ахимса (не насилие) важно, чтобы это было легко. Без напряжений. Посторайтесь полностью расслабится. 

При возникновении любых неприятных ощущений упражнение стоит прекратить и позволить телу отдохнуть. С течением практики это упражнение будет выполняться совершенно без сложностей.


2)Бхастрика:


Бхастрика-пранаяма
(дыхание кузнечных мехов)
Сядьте в любую удобную медитативную позу. Держите голову и спину прямо, расслабьтесь.Человек, делающий это упражнение ежедневно, всегда молод и здоров. Дыхание диафрагмой оказывает мощное воздействие на пищеварительную систему (массируются внутренние органы) и сердце. Значительно улучшается работа всей нервной системы. Бхастрика влияет также и на ментальное тело – указывается, что это упражнение весьма способствует спокойствию в разуме и приобретению контроля над мыслеобразованием. Выполнение Бхастрики стимулирует все основные энерго-центры.
Техника исполнения. Один цикл Бхастрика пранаямы включает в себя серию быстрых ритмичных вдохов-выдохов и задержку дыхания на вдохе(только потготовленным пракикам).

Упражнение начинается с глубокого выдоха – следует полностью удалить воздух из легких. Затем делается серия быстрых дыханий. Начинающим рекомендуется делать серию из 10 дыханий. Впоследствии количество вдохов-выдохов можно увеличивать по ощущениям. Выдох примерно равен вдоху.
Дыхание в Бхастрике осуществляется за счет движения диафрагмы. Это наиболее эффективный метод дыхания – диафрагма опускается вниз и оттягивает за собой нижние доли легких. За счет вакуума воздух входит в грудную клетку и наполняет весь объем легких. Делать дыхание следует ненапряженным, постарайтесь, чтобы все мышцы лица, рук, спины были расслабленны.


Ограничения: Бхастрику не рекомендуется выполнять людям, страдающим от высокого давления крови, головокружений или любых заболеваний сердца. Начинающие должны практиковать ее очень осторожно и обязательно под руководством опытного инструктора.
Между комплексами можно использовать простое, спокойное плавное дыхание.

3)Нади Шодхана


Пранаяма нади шодхана (очищение психических каналов)
Нади шодхана — это очень важная Пранаяма.

Слово шодхана означает «чистить» или «очищать»; следовательно, нади шодхана представляет собой практику, посредством которой производятся разгрузка и очищение пранических каналов. Она выполняется путем чередования вдоха и выдоха между левой и правой ноздрями, что оказывает влияние на ида и пингала нади, управляя колебаниями сети тела/ума и внося равновесие и гармонию во всю систему. Это поистине уравновешивающая пранаяма, поскольку независимо от того, имеется ли дисбаланс в физическом или ментальном деле, нади шодхану можно использовать для восстановления равновесия.


Техника проста: вдох плавный через левую ноздрю,а выдох можно чуть длиннее через правую(лучше чем медленние, также без напряжения и насилия). Потом наоборот, вдох через правую, а выдох через левую и снова вдох через левую и выдох через правую. С помощью пальцев рук поочередно открывайте и закрывайте ноздри. В ежедневом исполнении этой практики от 10 до 20 мин. в день люди заметно омолаживаются, а также обретают спокойствие.